Ваз 2109 датчик включения вентилятора охлаждения

0 Автомобили

>Когда Ваз 2109 достигает 88 градусов, то термостат приоткрывается и пускает охлаждающую жидкость по большому кругу охлаждения. Однако если и этого не достаточно,(температура двигателя Ваз 2109 продолжает подниматься более 90 градусов) то датчик для включения вентилятора в радиаторе должен включить вентилятор. То есть назначение датчика включения вентилятора в радиаторе — включать вентилятор при температуре охлаждающей жидкости более 90 градусов.
Датчик установлен в радиаторе Ваз 2109 и представляет собой обыкновенный переключатель, который разомкнут при температуре меньше 90 градусов и замкнут при температуре более 90 градусов.
Поэтому проверка его чрезвычайно проста: на перегретом работающем двигателе открываем капот и отверткой замыкаем контакты датчика температуры в радиаторе.

Перемыкаем отверткой контакты датчика

Если вентилятор запустится, значит датчик неисправен и требует замены.Замена его классическая: сливаем тосол(смотри ), выкручиваем датчик, закручиваем новый датчик, заливаем тосол).

Если вентилятор не запускается то необходимо проверять реле включения вентилятора и сам вентилятор. Как это делается на Ваз 2109 будет рассмотрено в отдельной статье.

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1. датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66.3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО

Примечание!
Перед покупкой нового датчика, особое внимание обращайте на его маркировку, которая указана на гранях. Эта маркировка должна соответствовать тому датчику, который установлен на вашем автомобиле, потому что все датчики предназначены для разных моделей автомобиля, и тем самым каждый датчик имеют свою определенную температуру срабатывания!

Когда нужно менять датчик включения вентилятора?
• При выходе его из строя, а именно если датчик перестал включать вентилятор охлаждения двигателя, при нагревании двигателя до высокой температуры.

Как заменить датчик включения вентилятора на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Снятие:
1) Сперва из радиатора, слейте всю охлаждающую жидкость. (Как сливать жидкость, см. в статье: «Замена охлаждающей жидкости»)

Примечание!
Не всегда нужно сливать охлаждающую жидкость из радиатора, если вы обладаете достаточным навыком по замене датчика, то можно сделать так:

• Сперва отсоединить от старого датчика, два провода и после чего вывернуть датчик из отверстия, и на его место тут же установить новый датчик, и подсоединить к нему эти же два провода, благодаря этой операции, из радиатора выльется очень малое количество жидкости, и тем самым датчик будет заменен на новый. (Как отворачивать датчик и отсоединять от него два провода, см. ниже в этой же статье)

2) Далее разыщите этот самый датчик на радиаторе, и после чего руками отсоедините два провода, которые подсоединен к нему.

Примечание!
Что бы убедится на 100%, в том что действительно пришел в негодность датчик включения вентилятора, проделайте следующий действия:

• После отсоединения двух проводов от датчика, сомкните их оголенные кончики между собой, и после этого у вас должен заработать вентилятор.

Примечание!
Если у вас действительно после замыкания этих двух проводов заработал вентилятор, то это означает что датчик пришел в негодность, но если же вентилятор не заработал, то в таком случае все дело в нем самом, а именно в электродвигателе вентилятора, замените электродвигатель на новый, и после чего проблема должна исчезнуть! (Как снять электродвигатель, см. в статье «Замена вентилятора радиатора»)

3) Теперь ослабьте гайку, которая крепит клему «-» к аккумулятору, и после чего скиньте ее. (В подробностях скидывание клемы, см. в статье: «Замена аккумулятора», пункт «1»)

4) Затем при помощи гаечного ключа, полностью выверните датчик из отверстия, в котором он располагается.

Примечание!
Выворачивайте старый датчик аккуратно, потому что на его резьбе, еще в добавок установлена уплотнительная прокладка, которая так же может быть установлена, на резьбу нового датчика!

Установка:
1) Сначала возьмите в руки новый датчик включения вентилятора, и после чего установите его в отверстие радиатора, а после установки при помощи гаечного ключа, заверните гайку датчика до упора.

2) Далее подсоедините к датчику, два кончика проводов.

3) Следом оденьте на аккумулятор, клему «-», и после этого закрутите гайку ее крепления.

4) И в завершение операции, в радиатор охлаждения, залейте охлаждающую жидкость. (Как залить жидкость, см в статье: «Замена охлаждающей жидкости»)

Логотип сайта Авто Подруга

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Adblock
detector