Ремонтировать генератор на Chevrolet Spark M-200 приходится, к счастью, очень редко. Но если перестает идти зарядка аккумулятора и установлена неисправность, то можно своими руками его отремонтировать. Как выявить причину, как снять генератор DELPHI с машины и заменить на нем диодный мост, рассказывает водитель и владелец Chevrolet Spark M-200.
Ремонт генератора автомобиля — операция трудоемкая. Главная сложность в том, чтобы извлечь генератор из тесного подкапотного пространства без ямы. Но она решается, и мы сейчас расскажем каким образом это легче всего сделать.
Источники тока в авто — краткая вводная
На любом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания имеются источники электроэнергии и ее потребители.
Источников тока всего два — это аккумуляторная батарея и генератор.
К потребителям тока относятся:
- стартер,
- системы зажигания,
- питания двигателя,
- освещения и сигнализации,
- вентиляции и отопления,
- омывания и очистки стекол,
- контрольно-измерительные приборы,
- аудиосистема,
- и так далее.
Симптомы неисправности
Когда прекратилась зарядка от генератора аккумуляторной батареи, нужно срочно принимать меры. На одном аккумуляторе далеко не уедешь.
На автомобили Chevrolet Spark (модели М-200, М-250) установлен трехфазный генератор DELPHI переменного тока (35 А) с электромагнитным возбуждением, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения. Вал генератора приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Как правило, ситуация, которая вызывает такую поломку одна из перечисленных:
- Слабое натяжение ремня привода генератора;
- Замыкает на «массу» провод между генератором и сигнальной лампой;
- Вышел из строя диодный мост генератора.
Проверив натяжение ремня привода генератора и состояние проводов, приходим к выводу, что придется менять диодный мост. Но для этого требуется снять с машины генератор. А это, как оказалось, процедура непростая. Так как моторный отсек очень тесный, пришлось поломать голову над тем, как же вынуть из него генератор.
Как вынуть генератор из под капота
Снять генератор с Chevrolet Spark М-200 можно двумя способами:
- Вынимать его снизу, в сторону правого переднего колеса.
- Вынимать его вверх через моторный отсек.
Для первого способа нужна смотровая яма или эстакада. Поскольку таковой в наличии нет, пришлось действовать вторым способом. Для этого понадобились два ключа на «12», отвертка с крестообразным лезвием.
Порядок действий
Первым делом отсоединяем провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. С этого начинам все действия по ремонту.
Поднимаем машину домкратом и снимаем правое переднее колесо.
- Снимаем защитный брызговик двигателя. Он находится за правым передним колесом.
- Снимаем ремень привода генератора.
- Отжимаем фиксатор и отсоединяем колодку жгута проводов.
- Отворачиваем гайку крепления наконечника провода и отсоединяем провод от вывода генератора.
- Выворачиваем болты нижнего крепления генератора.
- Окончательно выворачиваем болт крепления генератора к натяжной планке.
- Достаем генератор через моторный отсек вверх.
В операциях это получилось следующим образом:
Техника безопасности
- Любые работы с электрооборудованием проводите только при отключенной аккумуляторной батарее.
- Отсоединять и подсоединять аккумуляторную батарею можно только при выключенном зажигании.
- Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею на работающем двигателе. Нарушение этого правила повлечет за собой выход из строя регулятора напряжения и элементов электронного оборудования.
- Запрещается проверять диоды выпрямительного блока генератора мегомметром или контрольной лампой, питаемой напряжением более 12 вольт. Как и проверять такими приборами цепи электрооборудования на автомобиле без отсоединения проводов от генератора.
Выпрямительный блок (диодный мост)
Для замены выпрямительного блока покупаем в автомагазине диодный мост фирмы «Mobiletron» (England) с реле-регулятором для Daewoo Matiz.
Обошлось это в 750 рублей. Код детали — RD32.
Слева на фото заменяемый диодный мост.
Ремонт генератора
Теперь можно приступать к собственно ремонту генератора, а точнее замене диодного моста. Для выполнения этих операций потребовались следующие инструменты:
- торцовая головка на 8,
- вороток для нее,
- бородок или тонкая прочная отвертка,
- паяльник (мощностью не ниже 100 Вт),
- тестер.
После снятия генератора с автомобиля выполняем следующие действия:
- Снимаем защитную крышку генератора.
- Отпаиваем вывод щеточного узла и снимаем его с генератора.
- Отпаиваем выводы обмотки статора от выпрямительного блока и снимаем его с генератора.
- Проверяем выпрямительный блок и реле-регулятор на пробой.
- Заменяем выпрямительный блок с реле-регулятором.
- Собираем генератор и устанавливаем его на автомобиль.
Порядок операций был такой:
Проверка выпрямительного блока тестером
Для проверки выпрямительного блока подсоединяем щупы тестера к выводу фазной обмотки статора и воздушному радиатору диодов. Меняя щупы тестера местами, измеряем сопротивление.
Как раз наша бывшая неисправность. К тому же визуально было заметно, что один из диодов перегорел и раскрошился.
Аналогично проверяется и другая диодная цепь выпрямительного блока. Их там две.
Установка выпрямительного блока на генератор
При установке выпрямительного блока на генератор требуется очень качественная пропайка выводов обмотки статора к контактам блока. Поэтому, нужен мощный паяльник (200-300 ватт) с толстым жалом и качественный флюс.
- Устанавливаем (очень аккуратно!) выпрямительный блок с реле-регулятором на генератор.
- Собираем его в обратном порядке.
- И ставим обратно на место под капотом.
Установка генератора на родное место заняла полчаса. Генератор починен, зарядка идет. Пришлось повозится, но по деньгам это вышло несоизмеримо меньше, чем обошлась бы покупка нового генератора или обращение в сервис.
В заключение
Если вы не уверены в том, что сможете своими руками отремонтировать генератор или стартер, разумнее будет обратиться к спецам. В те сервисы, где ремонт выполнят быстро и качественно. Но недешево, само собой.
И все же. Не являясь автоэлектриком или автослесарем, но умея пользоваться паяльником и инструментами, можно отремонтировать генератор самостоятельно не только на автомобиле Chevrolet Spark.
Опыт обращения со слесарным инструментам необходим. Одна закипевшая гайка может сильно усложнить процесс снятия генератора с машины. А вынуть его надо аккуратно, не сорвав ни одной резьбы. По факту, это самая трудоемкая часть работы.
Замена диодного моста потребует умелых рук, тщательности и понимания того, что делаешь и зачем. Тут очень не помешает опыт работы с паяльником. Оценив свои силы, принимайтесь за дело.
А как снять генератор и заменить на нем диодный мост мы рассказали. И практика показала, что все сделано было как надо, так как проблемы больше нет. Удачи на дорогах!
Сергей
На днях меняли подобный мост генератора, жаль раньше на вашу статью не наткнулись. Измучались ужас! Как хорошо что есть подобные материалы, где все разобрано до мелочей.