Если вылетает пониженная передача, устранить причину можно только разобрав РК. Причиной вылета, в моей РК, стал износ зубьев шестерни включения пониженной передачи.
Сопутствующей и ускорившей процесс износа шестерни причиной является прослабление отверстий корпуса РК под штока вилок переключения.
Суть отказа такова. В результате неравномерного износа зубов шестерни включения пониженной передачи появилась осевая составляющая нагрузки, чего в прямозубой передачи не должно быть. Осевые нагрузки, через вилку, сдвинули на 8мм шток, согнув фиксатор и шестерни работали в зацеплении на половину ширины зуба.
Раз РК снята и разобрана провел полную дефектовку. В результате: шестерня включения пониженной передачи, промежуточный вал- шестерня, задняя половинка корпуса, штока вилок переключения, крышка механизма переключения и все подшипники под замену.
Несколько выводов на будущее:
Срок службы пониженной передачи, в первую очередь, зависит от качества изготовления шестерни включения пониженной передачи (при эксплуатации на бездорожье).
Штока в задней крышке РК должны устанавливаться с хорошим натягом в противном случае пластина-фиксатор не в состоянии удержать их. Это весьма важно т.к. ВОЗМОЖНО шток был сдвинут усилием выключения пониженной передачи (у водителя силы на это хватит), далее шестерня заходила в зацепление на половину ширины зуба и погибла от неравномерного износа.
Нагруженный, в любом режиме работы РК, подшипник 50307 нужно устанавливать лучшего (из доступного) качества. Сам выбрал Тимкент, США. 50306 рекомендую Вологодские (VBF), отходили 3 года и в идеале. 292306 и 42305 Волжский стандарт (VS VPZ).
Под уплотнение тяг крышки механизма переключения попадает песок, начинается течь масла, выработка тяг и отверстий под них дикая, грязь и песок попадает в РК.
Если все выше указанное устранено банальной заменой, то над исключением попадания грязи и песка под уплотнение пришлось подумать. В результате установил силиконовые уплотнения (резиновые дубеют рано или поздно) и фетровые грязесъемники с прижимной пластиной.
Сегодня первый продуктивный день: решил найти причину течи масла с двигателя и по возможности разобрать раздатку и коробку.
Начал с двигателя. Слил непонятную жидкость с поддона, снял сам поддон. Изначально думал, что течет набивка, но присмотревшись, пришел к выводу, что виноват поддон, мало того, что он был почти не затянут, еще и в прокладке в р-не маховика почти щель была…
Товарищи, тут вопрос назрел номер один: посмотрите на фото — я правильно понимаю, что если бы текла набивка, то ближе к центру маховик был бы мокрый в масле, а не практически сухой?
Раз уж пошло такое дело, вопрос номер два: обратите внимание на толкатель распредвала — у него есть нагар с одной стороны: не плотно не ровно толкатель стоит?
Пока поддон на место не ставил, но герметика придется использовать много…
Посмотрел на толщину диска сцепления — она составляет порядка 8-10мм, не знаю, сколько должно быть у нового, но что-то мне подсказывает, что сцепление достаточно свежее.
Следующим этапом нужно было снять коробку и раздатку. Для тех, кто забыл — у меня выбивает понижайку при нагрузке.
Окрутил от коробкираздатки все, что к ней подходило и поддомкратил двигатель за колокол.
Вот фото вскрытой коробки (к ней претензий серьезных не было, единственный момент — 3-я и 4-я часто с хрустом включалась). Взгляните опытным взглядом — все нормально? Полноразмерное фото тут — тыц и тыц Я люфтов не заметил, слизанных синхронов и, тем более, шестерен тоже.
Один момент напряг:
Почему выщерблены зубья посередине? на всей шестеренке таких "побитых" штук 6. Что-то могло попасть или это так и должно быть? На сливной пробке-магните, металлической стружки не много, просто железная пыль. Считаю это вполне приемлемым.
Переходим к раздатке, тут все плачевнее.
Сразу скажу, до конца ее еще не разобрал — нет головок чтобы валы открутить :( завтра займусь поиском крупного набора.
А вот теперь прошу обратить внимание на плавающую шестерню включения пониженной и заднего моста, вопрос о выбивании отпадает сразу, взамен его появляется второй риторический: как она вообще двигалась на понижайке?
Остальные шестерни не имеют заметного сильного износа, завтра еще вскрою внимательнее посмотрю. Пока в планах только замена этой плавающей, она же одной штукой меняется? никаких пар к ней не идет"комплектом"?
Дальше вскрыл крышки подшипников — там много стружки! Неужели это от шестерни сюда столько собралось?!
Справедливости ради, стоит заметить, что на сливной пробке тоже металлолома дофига выгреб… Думаю, просто крышки почистить, а после вскрытия раздатки вымыть все внутри бензином с щеткой, чтоб стружки точно не было…
З.Ы. выбивание понижайки происходит из-за недовключения оной — так пишут почти везде в интернетах. Попробовал потаскать вилку переключения — у меня перекрытие порядка 85-90%, имхо, вполне нормально. Получается, что рычаг не до конца передвигал вилку в крайнее положение?
Короче, пошла работа, пошли вопросы… С уазом столкнулся впервые, уж подскажите, пажалста :)
Метод устранения | |
Износ или выкрашивание зубьев шестерен | Замените изношенные шестерни |
Ослабление гаек крепления раздаточной коробки к коробке передач или болтов крепления крышек подшипников | Подтяните все болты и гайки. Если после этого шум не прекратится, раздаточную коробку разберите и устраните неисправность |
Износ подшипников | Замените изношенные подшипники |
Загрязнение масла твердыми частицами | Промойте картер и замените масло |
Масло не соответствует указанию таблицы смазывания или понижен его уровень | Замените масло или долейте до уровня маслоналивного отверстия |
При ремонте раздаточной коробки установлены шестерни, не подобранные по шуму | Установите подобранные по шуму шестерни |
Неодинаковый радиус качения шин | Установите шины с равной степенью износа. Доведите давление в шинах до рекомендуемого |
Заедание в шлицевом соединении ведущего и промежуточного валов | Зачистите забоины, заусенцы или замените детали |
Забоины на зубьях малого венца ведущей шестерни от ударов при включении. Изогнут шток вилки переключения | Зачистите забоины и заусенцы, выправьте шток или замените детали |
Заедание рычагов переключения на оси | Разберите рычага переключения, очистите ось и смазочные каналы. Смажьте и соберите рычаги на оси |
Износ зубьев шестерен | Замените изношенные шестерни |
Износ подшипников вызывающий перекос валов | Замените изношенные подшипники |
Увеличенный зазор в шлицевом соединении шестерня — вал | Подберите шестерню по шлицам вала для обеспечения минимального зазора при свободном перемещении по шлицам |
Неполное включение передачи из-за погнутости деталей механизма переключения или забоин на шестернях и шлицах | Выправьте или замените детали; зачистите забоины, обеспечив полное (до фиксирования) включение шестерни |
Ослаблена работа фиксатора из-за износа деталей или потери упругости пружины | Замените изношенные детали |
Повреждение прокладок в разъемах картера, крышек подшипников и в соединении раздаточной коробки с коробкой передач | Замените прокладки |
Ослабление гаек и болтов, крепящих крышки подшипников, крышки картера и соединяющих раздаточную коробку с коробкой передач | Подтяните гайки и болты в местах течи масла |
Износ или повреждение манжет валов раздаточной коробки | Замените манжеты. При установке новой манжеты полость между уплотняющими кромками заполните смазкой Литол-24 |
Трещины в картере или крышках | Замените детали |
Выпадание или повреждение заглушек штоков механизма переключения и заглушки гнезда переднего подшипника промежуточного вала | Замените или расчеканьте заглушки в их гнездах |
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!