Органы управления маз 5440

0 Автомобили

3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Расположение органов управления и контрольных приборов показано на рисунках 9, 10, 11.

Рукоятка крана управления стояночным и запасным тормозами

Расположена справа от рулевой колонки под щитком приборов. Рукоятка фиксируется в двух крайних положениях. В нижнем крайнем фиксированном положении рукоятки происходит включение стояночного тормоза, который выключается при переводе рычага в верхнее фиксированное положение. При удержании рукоятки в любом промежуточном положении (нефиксированном) включается запасной тормоз.

При нажатии на торец рукоятки в крайнем нижнем положении и дополнительном ее перемещении вниз происходит растормаживание полуприцепа и проверка удержания автопоезда на уклоне тормозами тягача.

Кнопка крана управления вспомогательным тормозом

Расположена на полу кабины слева от водителя.

При нажатии на кнопку дроссельная заслонка, перекрывая проходное сечение в выпускном газопроводе, создает противодавление в системе выпуска отработавших газов двигателя. Одновременно отключается подача топлива.

Рулевое колесо с травмобезопасным креплением рулевой колонки и устройством регулировки ее по высоте и наклону.

Регулировки осуществляются при нажатии на педаль, которая расположена на кронштейне крепления рулевой колонки. После установки рулевого колеса в удобном положении педаль отпустить.

Замок — выключатель стартера и приборов на рулевой колонке с противоугонным устройством. Ключ вставляется и извлекается из замка в положении III (рисунок 9).

Для разблокировки нала рулевой колонки необходимо вставить ключ в замок — выключатель и, во избежание поломки ключа, слегка повернуть рулевое колесо влево — вправо, после чего повернуть ключ по часовой стрелке в положение "0".

При извлечении ключа из замка — выключателя (из положения III) срабатывает блокирующее устройство замка. Для блокировки вала рулевой колонки необходимо слегка повернуть рулевое колесо влево — вправо.

Другие положения ключа в замке:

0 — нейтральное (фиксированное) положение. Цепи приборов и стартера отключены, двигатель заглушён;

1 — включены приборы и цепи потребителей (фиксированное положение);

II — включены приборы, цепи потребителей и стартера (не фиксированное положение).

Рукоятка 3 (рисунок 9) переключателя стеклоочистителя со стеклоомывателем расположена на рулевой колонке, справой стороны. Имеет следующие положения в горизонтальной плоскости:

— 0 — нейтральное (фиксированное);

— 1 (фиксированное) — включен стеклоочиститель с малой скоростью;

— II (фиксированное) — включен стеклоочиститель с большой скоростью:

— Ill (фиксированное) — включен стеклоочиститель в прерывистом режиме работы.

В вертикальной плоскости:

— IV (не фиксированное) — включен омыватель ветрового стекла с одновременным включением стеклоочистителя с малой скоростью.

При нажатии на рукоятку с торца включается пневматический звуковой сигнал при любом положении рукоятки.

Рукоятка 2 переключателя указателей поворотов, ближнего и дальнего света расположена на рулевой колонке, с левой стороны. Имеет следующие положения:

В горизонтальной плоскости:

0 — нейтральное (фиксированное);

1 (фиксированное) — включены правые указатели поворота. Выключение указателей автоматическое.

II (не фиксированное) — кратковременно включены правые указатели поворота;

III (не фиксированное) — кратковременно включены левые указатели поворота;

IV (фиксированное) — включены левые указатели поворота. Выключение указателей автоматическое, В вертикальной плоскости:

V (не фиксированное) — кратковременное включение дальнего света;

VI (фиксированное) — включен дальний свет;

01 (фиксированное) — включен ближний свет при включенных фарах главным переключателем. При нажатии на рукоятку с торца включается электрический звуковой сигнал при любом положении рукоятки.

Рисунок 9. Органы управления

1 — выключатель стартера и приборов с противоугонным устройством; 2 — переключатель головных фар, указателей поворота, электрический сигнал; 3 — переключатель стеклоочистителя, стеклоомывателя и пневмосигнала

Тахометр 29 (рисунок 10) — прибор, указывающий частоту вращения коленчатого вала двигателя. Шкала тахометра имеет следующие цветные зоны:

— зеленая сплошная зона — оптимальный диапазон экономичного режима работы двигателя;

— зеленая прерывистая зона — диапазон экономичного режима работы двигателя;

— красная сплошная зона — диапазон частоты вращения коленчатого вала двигателя, в котором работа двигателя не допускается;

— красная прерывистая зона — диапазон частоты вращения коленчатого вала, в котором допускается кратковременная работа двигателя.

Рисунок 10. Щиток приборов

1 — указатель напряжения; 2 — контрольные лампы режимов работы (см. рисунок 11); 3 — указатель давления воздуха в переднем контуре пневмопривода тормозов; 4 — контрольные лампы электронных систем (см. раздел 4.9, рис. 70); 5 — переключатель режимов отопления (верхнее положение — обогрев салопа кабины; среднее — совместный прогрев двигателя и салопа; нижнее — подогрев двигателя); 6 -переключатель оборотов вентилятора; 7 — кнопка включения кондиционера (при его установке): 8 — пульт управления системой отопления *; 9,10 — выключатели плафонов освещения кабины; 11 — выключатель блокировки межколесного дифференциала; 12 — выключатель блокировки управляемой осп полуприцепа; 13 — выключатель блокировки межосевого дифференциала; 14 — выключатель режимов работы ASR; 15 -выключатель второго транспортного положения; 16 — выключатель режимов работы ABS; 17 — выключателе фары освещения сцепки; 18 — выключатель обогрева зеркал; 19 — выключатель передних/задних противотуманпых фар (верхнее положение — выкл.; среднее — передние; нижнее — задние и передние); 20 -выключатель знака автопоезда; 21 — выключатель муфты вентилятора (с двигателем ЯМЗ, верхнее положение — выкл.; среднее — автоматическое включение муфты; нижнее принудительное включение); 22 — выключатель режима TEMPOSET; 23 — указатель уровня топлива; 24 — указатель давления воздуха в заднем контуре пневмопривода тормозов; 25 — кнопка включения ЭФУ (с двигателем ЯМЗ); 26 — контрольная лампа превышения скорости; 27 — тахограф; 28 — контрольная лампа включения демультипликатора коробки передач (MAN); 29 — тахометр; 30 — кнопка — выключатель АКВ; 31 — контрольная лампа включения демультипликатора (ЯМЗ), делителя (MAN) коробки передач; 32 — главный переключателе света (верхнее положение — выкл.; среднее — габаритные огни; нижнее — ближний дальний свет); 33 — выключатель аварийной сигнализации: 34 — указатель Температуры охлаждающей жидкости; 35 — реостат подсветки приборов; 36 — указатель давления масла в системе смазки двигателя

* Система отопления, вентиляции и кондиционирования кабины описи!ia в разделе "Кабина" (см. стр.

Рисунок 11. Расположение контрольных ламп на щитке приборов

1 — включение предпускового подогрева двигатели, 2 — включение муфты вентилятора (для двигателя ЯМЗ); 3 — включение ближнего света фар; 4 — включение света передних противотуманных фар; 5 — включение дальнего света фар; 7 — включение сигнала поворота автомобиля; 8 — включение сигнала поворота прицепа; 10 — включение света заднего противотуманного фонаря, 12 — включение блокировки межколесного дифференциала; 13 — включение блокировки межосевого дифференциала; 15 — включение стояночного тормоза; 17 — засоренность воздушного фильтра (для двигателя ЯМЗ); 18 — засорение масляного фильтра (для двигателя ЯМЗ); 19 — разряд аккумуляторной батареи; 2 1 — снижение уровня охлаждающей жидкости; 22 — падение давления масла в двигателе; 23 — аварийная температура в системе охлаждения двигателя; 24 — главный аварийный сигнализатор; 25 — неисправность рабочих тормозов; 26 — падение давления воздуха в переднем контуре тормозов; 27 — падение давления воздуха в заднем контуре тормозов, 28 — количество топлива меньше резервного; 29 — снижение уровня жидкости в гидроусилителе руля

Указатели 1, 36, 34, 3, 24, 23 (рисунок 10) имеют цветовые зоны, численное значение интервалов которых представлено ниже.

Тахометр может иметь счетчик суммарных оборотов коленвала двигателя.

Кнопка 30 дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей. При включенном выключателе батарей стрелка указателя напряжения показывает напряжения бортовой сети.

Необходимо отключать аккумуляторные батареи на стоянках автомобиля, а также для отключения потребителей электроэнергии в аварийных случаях.

В случае отказа дистанционного управления выключатель можно выключить или включить нажатием на кнопку на корпусе выключателя, расположенного ня передней или задней стенке контейнера аккумуляторных батарей.

Тахограф 27 (рисунок 10) — прибор, показывающий скорость движения, текущее время и суммарный пройденный путь. На специальном диске производит запись (в зашифрованном виде) скорости движения, пройденного пути и режима работы водителей (одного или двух).

3 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Расположение органов управления и контрольных приборов пока-

зано на рисунках 15, 16, 17.

Рукоятка крана управления стояночным и запасным
тормозами
Расположена справа от рулевой колонки под щитком приборов.

Рукоятка фиксируется в двух крайних положениях. В нижнем край-
нем фиксированном положении рукоятки происходит включение сто-
яночного тормоза, который выключается при переводе рычага в верх-
нее фиксированное положение. При удержании рукоятки в любом
промежуточном положении (нефиксированном) включается запас-
ной тормоз.

При нажатии на торец рукоятки в крайнем нижнем положении и до-

полнительном ее перемещении вниз происходит растормаживание
полуприцепа и проверка удержания автопоезда на уклоне тормозами
тягача.

Кнопка крана управления вспомогательным тормозом
Расположена на полу кабины слева от водителя.
При нажатии на кнопку дроссельная заслонка, перекрывая проход-

ное сечение в выпускном газопроводе, создает противодавление в
системе выпуска отработавших газов двигателя. Одновременно от-
ключается подача топлива.

Рулевое колесо с травмобезопасным креплением рулевой колон-

ки и устройством регулировки ее по высоте и наклону.

Регулировки осуществляются при нажатии на педаль, которая рас-

положена на кронштейне крепления рулевой колонки. После установ-
ки рулевого колеса в удобном положении педаль отпустить.

Замок-выключатель стартера и приборов на рулевой колонке с

противоугонным устройством. Ключ вставляется и извлекается из
замка в положении III (рисунок 15).

Для разблокировки вала рулевой колонки необходимо вставить ключ

в замок-выключатель и, во избежание поломки ключа, слегка повер-
нуть рулевое колесо влево-вправо, после чего повернуть ключ по ча-
совой стрелке в положение «0».

МАЗ-152. Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Замок Зажигания и блокировки Рулевого управления

Ключ зажигания можно вынуть из замка зажигания только в том случае, когда он находится в положении «III» (рис. 2.4). При извлечении ключа блокируется вал рулевой колонки.

Замок зажигания имеет следующие четыре положения:

«0» и «III» – положение стоянки. Имеется возможность включить габаритные огни, аварийную световую сигнализацию, освещение рабочего места водителя, радиооборудование, звуковой сигнал, дежурное освещение пассажирского салона, ПЖД. При повороте ключа в положение «0» двигатель останавливается;

«I» – положение движения – включены приборы и цепи потребителей;

«II» – включен стартер (нефиксированное положение). На автобусе может быть установлена блокировка повторного включения стартера. В этом случае повторное включение стартера можно произвести только после возвращения ключа в положение «0».

Комбинированные переключатели размещены на рулевой колонке (см. рис. 2.4). Левый переключатель имеет следующие положения:

    – ближний свет (нейтральное положение переключателя). Включается при повернутой ручке главного выключателя света на щитке приборов;

    – дальний свет. Включается при повернутой ручке главного выключателя света; 3 – световой сигнал (нефиксированное положение). Кратковременно включается

    дальний свет при любом положении главного выключателя света; 4 – включение указателей правого поворота;

    5 – включение указателей левого поворота; 6 – звуковой сигнал.

    Правый переключатель имеет следующие положения:

      – включен омыватель ветрового стекла с одновременным включением стеклоочистителя на малой скорости (нефиксированное положение);

      – стеклоочиститель включен на I-ю скорость; 10 – стеклоочиститель включен на II-ю скорость; 11 – стеклоочиститель

      включен в прерывистом режиме работы;

      12 – стеклоочиститель выключен.

      Рис. 2.2.1 – Комбинированные переключатели и замок зажигания

      с блокировкой вала рулевой колонки

      Контрольно-измерительные приборы расположены на центральной панели щитка приборов (рис. 2.5).

      – указатель напряжения. Показывает напряжение в цепи питания электрооборудования. При работающем двигателе стрелка указателя напряжения должна находиться в зеленой зоне;

      – кнопка «Тест» проверки исправности контрольных ламп. При нажатой кнопке основные контрольные лампы (красного цвета) должны гореть;

      – блок контрольных ламп. Назначение контрольных ламп приведено в таблице 2.1. В зависимости от комплектации автобуса некоторые контрольные лампы могут отсутствовать;

      – указатель уровня топлива в топливном баке с контрольной лампой резерва топлива. Контрольная лампа загорается, если в баке осталось менее 30 л. топлива;

      – указатель давления масла в системе смазки двигателя. При снижении давления масла до 0,06 МПа (0,6 кгс/см 2 ) загорается контрольная лампа на щитке приборов и включается зуммер;

      – указатель температуры охлаждающей жидкости. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше нормы (около 105 °С) загорается контрольная лампа на щитке приборов и включается зуммер;

      – электронный двухрежимный зуммер; 9 – тахограф;

      10, 11 – указатели давления воздуха в ресиверах переднего и заднего контуров пневмопривода тормозов.

      Рисунок 2.5 – Щиток приборов:

      1 указатель напряжения; 2 кнопка «Тест»; 3 блок контрольных ламп; 4 указатель уровня топлива; 5 указатель давления масла в системе смазки двигателя; 6 указатель температуры охлаждающей жидкости; 7 тахометр; 8 электронный двухрежимный зуммер; 9 тахограф; 10 указатель давления воздуха в контуре тормозов ведущего моста; 11 указатель давления воздуха в контуре тормозов передней оси

      Логотип сайта Авто Подруга

      Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

      Добавить комментарий

      Данные не разглашаются

      Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

      Adblock
      detector