Система вентиляции и отопления ваз 2109

0 Автомобили

Отопление салона обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторе 5 (рис. 156) отопителя, который включен в систему охлаждения параллельно основному радиатору. Отопитель крепится в салоне под панелью приборов четырьмя гайками к болтам, приваренным к коробке воздухопритока. Эта коробка располагается в моторном отсеке на щитке передка кузова и герметизируется от попадания задымленного воздуха резиновым уплотнителем.

Рис. 156.Отопитель салона:
1 — рычаг заслонки управления отопителем; 2 — левый кожух отопителя; 3 — тяга заслонки обогрева ног; 4 — уплотнительная прокладка радиатора; 5 — радиатор отопителя: 6 — уплотнитель отопителя; 7 — электродвигатель; 8 — кожухи вентилятора: 9 — рабочее колесо; 10 — заслонка обогрева ветрового стекла; 11 — воздухопровод обогрева ветрового стекла; 12 — воздухопровод бокового сопла; 13 — боковое сопло; 14 — тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 15 — центральные сопла; 16 — заслонка обогрева ног; 17 — правый кожух отопителя; 18 — рукоятка управления отопителем; 19 — тяга управления краном; 20 — тяга заслонки управления отопителем; 21 — рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло; 22 — рукоятка подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров; 23 — кронштейн рычагов управления; 24 — скоба крепления кожухов отопителя; 25 — воздухопровод внутренней вентиляции; 26 — окно в кожухе отопителя; 27 — заслонка управления отопителем; 28 — рычаг заслонки обогрева ног.

Наружный воздух поступает под заднюю кромку капота в коробку воздухопритока перед ветровым стеклом. Дождевая вода в коробке воздухопритока отделяется пластмассовым водоотражательным щитком, стекает на дно коробки, а оттуда в моторный отсек через два резиновых клапана. Эластичные клапаны не допускают подсоса воздуха из моторного отсека.

Подогретый в отопителе воздух направляется в салон через систему воздухопроводов, которые крепятся снизу к панели приборов, и по воздухопроводу 25 внутренней вентиляции. Воздухопроводы под панелью уплотняются прокладками.

Отопитель состоит из правого 17 и левого 2 пластмассовых кожухов, которые по периметру соединяются между собой скобами 24 крепления. Для уплотнения кожухов в пазы закладывается специальный жгут. В кожухах имеется ряд перегородок и заслонок. Последние обеспечивают необходимую степень подмешивания подогретого в радиаторе 5 воздуха и направления его в нужную зону салона.

Для принудительной подачи воздуха в салон сверху отопителя двуми винтами кренится электровентилятор. Его можно снимать и со стороны моторного отсека, предварительно отсоединив провода. Электровентилятор состоит из двух пластмассовых кожухов 8, к которым крепится электродвигатель 7 типа 45.3730. На его валу устанавливается рабочее колесо 9 вентилятора. Для получения необходимой частоты вращения рабочего колеса имеется дополнительный резистор, который крепится винтом с левой стороны в отверстие кожуха 2 отопителя. Две спирали резистора обеспечивают три частоты вращения рабочего колеса: первую — когда включены обе спирали, вторую — при включении одной спирали и третью, максимальную (до 4000 об/мин) — при включении электродвигателя без резисторов.

Радиатор 13 (рис. 157) подогрева воздуха устанавливается в кожухах 10 и 18 отопителя, крепится тремя винтами к правому кожуху и уплотняется пенополиуретановой прокладкой 12. Радиатор отопителя состоит из двух рядов трубок, охлаждающих пластин и двух пластмассовых бачков. Трубки и охлаждающие пластины изготавливаются из алюминия. Для повышения теплоотдачи радиатора в трубки вставляются полипропиленовые турбулизаторы, не допускающие ламинарного движения жидкости.

Рис. 157. Детали отопителя:
1 — упругая втулка: 2 — пружинная гайка; 3 — левый кожух вентилятора; 4 — электродвигатель: 5 — рабочее колесо; 6 — правый кожух вентилятора: 7 — заслонка обогрева ветрового стекла; 8 — заслонка обогрева ног водителя и пассажиров; 9 — заслонка управления отопителем; 10 — правый кожух отопителя; 11 — скоба крепления кожухов отопителя; 12 — прокладка радиатора; 13 — радиатор; 14 — хомут; 15 — подводящий шланг; 16 — отводящий шланг; 17 — кран отопителя; 18 — левый кожух отопителя; 19 — резистор; 20 — уплотнительная крышка; 21 — опора оси заслонки управления отопителем.

Правый бачок радиатора имеет два патрубка, которые соединяются резиновыми шлангами 15 и 16 с краном 17 отопителя. Герметичность соединения шлангов достигается стяжными винтовыми хомутами 14.

Кран отопителя крепится двумя гайками на щитке передка. В месте крепления крана салон кузова герметизируется от моторного отсека специальным уплотнителем. Кран отопителя подсоединяется к системе охлаждения также резиновыми шлангами. Циркуляция жидкости через радиатор отопителя осуществляется насосом системы охлаждения. Кран (рис. 158) состоит из пластмассового корпуса 3 с двумя парами патрубков. В корпусе крана со стороны подводящей магистрали устанавливается на оси пластинчатый клапан 2 крана с отверстием для пропуска охлаждающей жидкости. Рычаг 9 клапана тягой соединяется с рычагом рукоятки управления подогревом воздуха. При повороте рычага 9 отверстие в клапане 2 открывает магистраль для поступления жидкости в радиатор отопителя.

Рис. 158. Кран отопителя:
1 — шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 2 — клапан; 5 — корпус крана; 4 — гайка крепления крана; 5 — оболочка с тягой управления краном; 6 — скоба крепления оболочки тяги; 7 — шланг подвода жидкости к крану отопителя; 8 — шланг отвода жидкости от крана; 9 — рычаг клапана; 10 — шланг отвода жидкости от радиатора отопителя.

Управление отопителем осуществляется тремя рукоятками 13 (рис. 159), 14 и 15, рычаги которых устанавливаются на осях пластмассового кронштейна, крепящегося четырьмя винтами к панели приборов. Со стороны салона кронштейн закрывается облицовкой с соответствующими символами положений рукояток управления отопителем и вентиляцией. Во избежание самопроизвольного перемещения рукояток их рычаги на осях прижимаются фрикционными шайбами. Рукоятки ставятся на концы рычагов и фиксируются за выштамповки. Для снятия рукояток необходимо в месте соединения с рычагом предварительно отогнуть тонким острым инструментом у верхних рукояток верхнюю часть, у нижней — нижнюю часть. Рычаги рукояток тягами 16, 17, 18 и 19 соединяются с рычагами привода соответствующих заслонок и с рычагом крана 4 отопителя. Концы оболочек тяг крепятся скобами на кронштейне рычагов управления, кожухах отопителя и корпусе крана.

Рис. 159. Схема работы отопителя:
1 — заслонка управления отопителем; 2 — шланги подсоединения радиатора отопителя; 3 — шланг подсоединения крана с системой охлаждения; 4 — кран; 5 — радиатор; 6 — уплотнитель отопителя; 7 — электровентилятор; 8 — воздухопровод обогрева ветрового стекла; 9 — заслонка обогрева ветрового стекла; 10 — заслонка обогрева ног; 11 — заслонка центрального сопла; 12 — центральные сопла; 13 — рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло; 14 — рукоятка подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров; 1 5 — рукоятка управления отопителем; 16 — тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 17 — тяга заслонки обогрева ног; 18 — тяга рукоятки управления отопителем; 19 — тяга управления краном; 20 — окно в кожухе отопителя; 21 — воздухопровод внутренней вентиляции.

Рукоятка 15 управления подогревом воздуха воздействует через тяги 19 и 18 на рычаг крана 4 и рычаг привода заслонки 1 управления отопителем. При полном перемещении рукоятки 15 вправо открывается кран 4 и заслонка 1, воздух будет подаваться электровентилятором 7 к радиатору 5 отопителя, через который прогоняется нагретая жидкость. В среднем положении рукоятки 15 кран и заслонка 1 будут находиться в промежуточных положениях, при которых воздух будет проходить как через радиатор, так и минуя его. Этим более надежно обеспечивается необходимая степень подогрева воздуха. При крайнем положении рукоятки 15 кран 4 отопителя и заслонка 1 управления отопителем закрыты, вследствие чего подаваемый в салон воздух подогреваться не будет.

Верхняя левая рукоятка 14 подачи воздуха к ногам водителя и пассажиров соединяется тягой 17 с рычагом заслонки 10. При перемещении рукоятки влево открывается заслонка обогрева ног, воздух направляется из кожухов отопителя в окно 20 с левой и правой сторон к ногам водителя и пассажира, находящихся на передних сиденьях, а также по воздухопроводу 21 внутренней вентиляции к ногам пассажиров на заднем сиденье.

Рукоятка 13 подачи воздуха на ветровое стекло соединяется тягой 16 с рычагом привода заслонки 9 обогрева ветрового стекла, которая перекрывает или открывает путь воздуху через воздухопровод 8 на стекло.

Для подачи воздуха непосредственно в сторону пассажиров, а также на обдув боковых стекол автомобиля отопитель имеет левое и правое боковые сопла 13 (см. рис. 156) и два центральных сопла 15. В корпусе каждого сопла устанавливается заслонка 2 (рис. 160) с уплотнителями из пенополиуретана. Изменяя положение заслонки рычагом 5, регулируют интенсивность вентиляции. Направление воздушного потока изменяется рычажком 6, который позволяет повернуть сопло с направляющими 8, а также лопатки 9 в нужное положение.

Рис. 160. Центральные сопла:
1 — толкатель лопаток сопла; 2 — заслонка левого сопла; 3 — корпус; 4 — ось сопла; 5 — рычаг привода заслонки; 6 — рукоятка лопаток; 7 — ось лопатки; 8 — направляющие лопаток; 9 — лопатки сопла.

Вентиляцию и отопление регулируют в зависимости от температуры наружного воздуха. В теплую погоду наружный воздух может поступать в салон следующими путями: в окна передних дверей при полностью или частично опущенных стеклах; в верхние щели воздухопровода 8 (см. рис. 159) обогрева ветрового стекла; в боковые и центральные сопла при открытых заслонках 11; в окна 20 и воздухопровод 21 внутренней вентиляции. В случае движения автомобиля с небольшой скоростью можно увеличить количество поступающего воздуха, включив электровентилятор отопителя на один из режимов.

Для предохранения ветрового стекла и стекол дверей от запотевания на них направляют холодный воздух. Чтобы увеличить количество воздуха, подаваемого на стекла, закрывают заслонки 11 центральных и боковых сопел. Если необходимо подогреть поступающий воздух, открывают кран 4 отопителя и заслонку 1 управления отопителем, перемещая вправо рукоятку 15. При необходимости включают электровентилятор.

При температуре наружного воздуха минус 20°С отопитель обеспечивает среднюю температуру в салоне на режиме максимального обогрева — +20°С, а в зоне ног — +25°С.

На автомобилях имеется вытяжная вентиляция, отсасывающая воздух из салона кузова. На автомобилях ВАЗ-2108 и его модификациях воздух отсасывается в зазоры под обивку крыши (в основном из задней части салона), попадает во внутренние полости центральных стоек, затем через резиновые воздухопроводы в стойках и отверстия в задних кромках облицовок выходит наружу. Отсос осуществляется за счет разрежения, возникающего при движении автомобиля у задних кромок центральных стоек кузова.

На автомобилях ВАЗ-2-109 и 21093 вытяжная вентиляция выполнена в задних частях проемов кузова для стекол боковин. Вентиляция осуществляется также за счет разрежения, возникающего у дефлекторов при движении автомобиля. Воздух отсасывается из задней части салона под облицовки дефлекторов, отжимает резиновые клапаны и через отверстия дефлекторов выходит наружу. Резиновые клапаны предотвращают попадание в салон наружного воздуха при боковом ветре.

Ни о какой комфортабельности во время поездок на автомобиле ВАЗ-21099 не было бы и речи, если бы салон этого седана не комплектовался системой отопления. Причем обеспечение комфортной температуры в салоне можно считать второстепенной задачей, а основной – обогрев стекол (лобового и боковых передних дверей) для обеспечения обзорности в условиях сниженных температур.

На ВАЗ-21099 используется классическая для всех авто система отопления, в которой нагрев воздуха осуществляется при помощи дополнительного радиатора системы охлаждения, устанавливаемого в салоне под приборной панелью. Благодаря такому месту расположения удается обеспечить обогрев нескольких зон – обдув на лобовые и боковые стекла, под ноги и непосредственно в сам салон.

Для обеспечения эффективности работы печки необходимо, чтобы движение потока было не самовольным (за счет перепада температуры), а принудительным. И для этого система обогрева дополнительно комплектуется вентилятором с электроприводом.

Конструкция отопителя ВАЗ-21099

А далее все просто: создаваемый поток проходит через соты радиатора, где происходит теплообмен, в результате тепло отдается воздуху, который затем дует в требуемые зоны по воздуховодам.

Конструкция печки ВАЗ-21099 включает в себя несколько основных составных элементов:

  • корпус печки из пластика;
  • радиатор системы обогрева (подключенный к системе охлаждения);
  • вентилятор с электроприводом;
  • воздуховоды;
  • механизм управления отопителем.

На этом авто применялись отопители двух модификаций (старого и нового образца), которые несколько отличались по устройству, но составные части у них полностью идентичны.

Корпус, радиатор, заслонки

Благодаря корпусу обеспечивается требуемое перенаправление обогрева, поскольку создаваемое моторчиком вентилятора движение сразу же подается в него, а не рассеивается. Сам корпус печки ВАЗ 2109 состоит из двух половин, соединяемых между собой специальными скобами. Для уменьшения потерь потока между его половинами укладывается уплотнитель. Внутри обеих половин сделаны перегородки, которые и обеспечивают правильное направление.

Также внутри этого корпуса сделана ниша, в которую устанавливается радиатор. Изначально радиатор изготавливался из латуни, сейчас же он практически всегда делается из алюминия. Устройство радиатора печки 2109 идентично основному (состоит из двух бачков, трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, и пластин, формирующих соты), но значительно меньше в размерах.

Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115

Обдув воздуха осуществляется за счет заслонок печки, также устанавливаемых внутри корпуса. Эти элементы – подвижные, и благодаря им удается перекрывать одни и открывать другие воздуховоды. Всего их три – основная (управление отопителем), воздуховода, осуществляющего перенаправление между зоной ног и подачей в салон, и заслонка подачи потока на лобовое стекло.

Дополнительные заслонки установлены на боковых и центральных дефлекторах. Получается, что по умолчанию воздух из корпуса постоянно дует на дефлекторы и сделано это для того, чтобы поток всегда имел выход. Благодаря имеющимся заслонкам можно обеспечить одновременную подачу горячего воздуха сразу в несколько зон (салон и лобовое стекло или же лобовое стекло и зона ног).

Основная же заслонка печки обеспечивает подачу воздушного потока на радиатор или же в обход него. Делается это все потому, что отопитель также играет роль системы принудительной вентиляции салона. Это позволяет в летнее время обеспечить подачу прохладного воздуха. И для этого необходимо лишь перенаправить движение в обход теплообменника, а на сам радиатор прекратит подачу разогретой ОЖ. Для отключения теплообменника от системы охлаждения применяется краник печки, который находится на подающем патрубке перед радиатором.

Вентилятор

Воздушный поток создается вентилятором типа «беличье колесо», приводимое в действие от электродвигателя. Эти два элемента заключены в свой отдельный корпус, устанавливаемый сверху на корпус отопителя. Причем конструктивно сделано так, чтобы обеспечить максимально простой доступ к электродвигателю, поскольку он считается одним из самых слабых составляющих системы.

Конструктивно предусмотрено три режима работы вентилятора. Это позволяет подобрать оптимальные условия подачи воздуха (холодного или горячего).

Механизм управления

Видео:Полезные советы для авто. Почему не работает печка ВАЗ.

Для управления печкой и перенаправления движения воздуха и открытия-закрытия крана подачи охлаждающей жидкости применяется механизм управления, выведенный на центральную консоль. Представляет собой механизм три ползунка и переключатель режима работы вентилятора.

Нижний ползунок является основным, поскольку им осуществляется изменение режима системы (обогрев или вентиляция). Им управляется сразу два элемента – основная заслонка и кран. При переводе этого ползуна в режим «вентиляция» одновременно закрывается кран и заслонка, что обеспечивает движение воздуха в обход теплообменника. И все с точностью до наоборот — при переводе его в режим «обогрев».

Двумя остальными ползунами управляются две другие заслонки – подачи на лобовое стекло и в зону ног. К примеру, при своде их к центру (левый ползунок до упора вправо, а правый – влево), воздуховод зоны ног будет закрыт, а ведущий на лобовое стекло – открыт. При разведении же этих ползунков по краям, горячий воздух дует в ноги (причем также перекроется подача его на центральные дефлекторы).

Соединение ползунком с заслонками и краном осуществляется тросиками. Причем к основному ползунку подходит сразу два тросика, поскольку он одновременно открывает-закрывает заслонку и кран.

Отопители старого и нового образца

Напоследок отметим, что на ВАЗ-21099 разных годов выпуска применялись отопители с определенными конструктивными особенностями, которые касались угла положения радиатора и места расположения основной заслонки.

В печках, так называемого старого образца (на авто до 1998 года), радиатор устанавливался почти вертикально, а основная заслонка располагалась под теплообменником. Между задней стенкой корпуса и радиатором имелась перегородка, которая формировала канал, обеспечивающий подачу воздуха вниз корпуса.

При открытой заслонке воздушный поток двигался через радиатор, где он нагревался и подавался к воздуховодам. В режиме вентиляции основная заслонка закрывала теплообменник, формируя собой вместе с передней стенкой корпуса еще один канал, по которому поток поступал сразу на воздуховоды.

В печках нового образца (на авто с 1998 года производства) угол положения радиатора был значительно меньше, чем на старых отопителях, что, как считается, обеспечивает большую площадь контакта потока воздуха для теплообмена.

Также изменилось положение основной заслонки и ее форма (она стала дугообразной). Она стала располагаться над радиатором. В закрытом положении (режим вентиляции) заслонка обеспечивает движение воздуха по кратчайшему пути к воздуховодам.
В режиме обогрева она перекрывала канал подачи холодного воздуха на воздуховоды и направляла поток вниз корпуса, откуда он поступал на теплообменник.

все полезное находится здесь

Система отопления и вентиляции

Воздуховоды отопителя и детали управления

1 – окно подачи воздуха в ноги водителя и пассажира;
2 – тяга управления краном;
3 – кожух отопителя;
4 – тяга заслонки обогрева ног;
5 – кран отопителя;
6, 10 – боковое сопло;
7, 9 – воздуховод бокового сопла;
8 – воздуховод обогрева ветрового стекла;

11 – центральное сопло;
12 – тяга заслонки обогрева стекла;
13 – рукоятка управления краном и заслонкой отопителя;
14 – рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла;
15 – рукоятка управления заслонкой обогрева ног;
16 – тяга заслонки управления отопителем;
17 – воздуховод внутренней вентиляции;
18 – окна обогрева ног задних пассажиров.

Cхема работы отопителя

а – ВАЗ-2108;
б – ВАЗ-2108-01;
1 – рабочее колесо вентилятора;
2 – воздуховод обогрева ветрового стекла;
3 – заслонка обогрева ветрового стекла;
4 – заслонка обогрева ног;
5 – заслонка центрального сопла;

6 – центральное сопло;
7 – радиатор;
8 – заслонка управления отопителем;
9 – окно обогрева ног водителя;
10 – воздуховод внутренней вентиляции.

Воздух может поступать в салон через верхние щели на панели приборов, боковые и центральные сопла воздуховодов, отверстия в кожухе отопителя (к ногам), а также через опущенные стекла дверей. Для увеличения подачи воздуха служит электровентилятор.

Часть «Самар» с августа 1998 года комплектуется отопителем 2108–01. Отопитель 2108–01 отличается почти горизонтальным расположением радиатора и другим распределением воздушных потоков: в промежуточных положениях заслонки горячий воздух поступает снизу, благодаря этому к стеклам подается более прохладный воздух, а к ногам — более теплый.Электродвигатель вентилятора — коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Частота вращения вентилятора регулируется четырехпозиционным переключателем на панели приборов. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую или через дополнительный резистор. Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) — на средней, подключенный напрямую, вентилятор вращается с максимальной скоростью. Частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой при напряжении 12 В и температуре воздуха (25±10)°С — 4100±200 мин–1. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения — не более 14 А.

Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя, т.к. можно нарушить его балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.

Для подогрева воздуха служит отопитель, использующий тепло охлаждающей жидкости двигателя. Радиатор отопителя установлен в кожухе отпителя и состоит из двух пластмассовых бачков и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами (в правом бачке — перегородка). Поток жидкости через радиатор (не зависит от термостата) создается насосом охлаждающей жидкости двигателя и регулируется краном, прикрепленным к щитку передка. Управление отопителем осуществляется двумя рукоятками распределения потоков воздуха и рукояткой управления краном и заслонкой отопителя.

Логотип сайта Авто Подруга

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Adblock
detector