Как сделать регулировочную шайбу

0 Автомобили

Немаловажное внимание опытные рыболовы уделяют профилю намотки лесы. Как она будет уложена, во многом зависит от геометрии самой шпули, которая за последние годы претерпела значительные изменения.

Шпуля, которую все привыкли называть цилиндрической, является на самом деле конической, правда, ее конусность практически не заметна визуально. Существуют катушки, у которых соотношение диаметров подмотки между бортиками шпули существенно разнится.

Цилиндрическая укладка

Такая геометрия распространена практически на всех катушках после приобретения, так как считается универсальной. Риск создания бород сведен к минимуму, трение о бортик шпули небольшой, как и трение при сходе лесы. Если не удается обнаружить маркировку изготовителя, зазор намотки – не более полутора миллиметров.

Цилиндрическая укладка считается наилучшей для фидерных оснасток, когда масса кормушек лежит в диапазоне 40-180 г. Также подходит для матчевой ловли при условии, что насадка забрасывается на короткие или средние расстояния. Неплохо зарекомендовала себя и в спиннинге.

При этом следует обратить внимание на такие параметры, как способ намотки лесы, которых существует два – виток к витку либо крестообразный. Первый способ получает нарекания за то, что верхние горизонты нити нередко проваливаются в нижние, и при забросе это вызывает затруднения, влияя на дальнобойность. Мы упоминали об этом в статье «Памятка рыболову, как пользоваться безынерционной катушкой».

Также нельзя игнорировать рекомендации производителей по сечению лесы, которую можно использовать на данной модели катушки. Если диаметр слишком большой, вся нить просто не уместится на шпуле, если маленький – приведет к образованию бород.

Обратная конусность

Возможно изготовление безынерционных катушек для спиннинга с изменяемым шагом, который снижается к борту шпули. В этом случае угол схождения лески несколько меньший, чем у прямого конуса, о котором будет рассказано ниже. То есть дальние витки будут меньше тереться о ближние.

У обратного конуса витки, расположенные ближе к корпусу, всегда имеют меньший диаметр, что сводит к минимуму образование бород и самопроизвольный сход лесы со шпули. Однако минус такой намотки в том, что большее трение леса испытывает при касании бортика шпули, а, в итоге, дальнобойность снасти снижается примерно на 10-15 процентов в зависимости от угла самого конуса, если сравнивать с прямым конусом.

Из плюсов подобной намотки лесы – она считается самой безопасной, и даже новичок, совершая ошибки, может безбоязненно метать оснастку, не боясь образования бород. К тому же сейчас в продаже имеются шпули с подобной геометрией. Она отлично подходит при неравномерной проводке, когда подмотка лесы ведется с меняющимся натяжением.

Мясорубки с полярной конусностью маркируются аббревиатурой ABS — Anti Backlash Sistem. Не стоит путать с Advanced Ballistic Sistem – устройством, способным повышать дальнобойность снасти. Подобные катушки служат для грамотной подмотки того же шнура, который не сойдет по инерции, что нередко случается при ловле на ветру или с легкими приманками.

Прямая конусность

Подобный способ укладки обеспечивает переменный шаг, который снижается у стены шпули. В итоге здесь лежит большая часть лесы, создавая конус, нисходящий к бортику. Трение о соседние витки в этом случае минимально за счет большего образованного угла, также оно снижено и о бортик.

Такая конусная намотка увеличивает дальность заброса снасти по сравнению с цилиндром. Однако подобная легкость скольжения лесы с небольшим шагом подмотки существенно увеличивает риск самопроизвольного схода и получения бороды. Как и в случае со шпулями обратной конусности, сейчас налажено производство катушек с прямой геометрией.

Если внимательно присмотреться к шпуле, на ней можно обнаружить маркировку изготовителя, выше которой не рекомендуется наматывать леску. В случае отсутствия метки расстояние от витков до края бортика не должно превышать двух миллиметров. Прямой конус эффективен при работе с легкими приманками.

Регулировка геометрии шпули

Многие изготовители безынерционок предусмотрели регулировку геометрии укладки лесы. Намотать ее прямой либо обратной конусностью возможно с помощью регулировочных шайбочек, которые идут в комплекте. Если они отсутствуют, возможно самостоятельное изготовление шайбы для безынерционной катушки.

Производители катушек с задним фрикционом, у которых возможна регулировка:

Передние мясорубки также возможно корректировать, при этом в инструкции об этом не сказано ни слова:

Метод следующий. На оси под барабаном сверху звездочки трещотки фрикционного тормоза могут быть насажены три-пять шайбочек, выполненных из металла или пластика. В сумме их высота не превышает пяти миллиметров. Убирая или добавляя шайбочки, можно менять конусность намотки.

Следует иметь в виду, что если фрикцион расположен впереди, то добавление шайб приведет к обратной конусности, в заднефрикционной катушке все происходит с точностью до наоборот.

Кстати, случается, что цилиндр неровно укладывает лесу, образуя горбы. Эта болячка также лечится корректировкой геометрии. При снимании шайбы шпуля как бы подается в сторону корпуса, изменяя намотку. Однако если их снять слишком много, витки навалятся на борт.

Мясорубка – такой сложный механизм, что пока еще никому не удавалась самодельная безынерционная катушка. Поэтому только грамотная намотка лески поможет избежать многих проблем на рыбалке.

Бывают случаи, что даже новая и даже весьма дорогая безынерционная катушка сбрасывает петли и образует «бороды». Но, это не повод списывать её, можно и даже нужно отрегулировать профиль намотки и она будет исправно выполнять свои функции. Особенно часто это происходит, если на шпулю намотана плетеная леска. Плетенка путается сильнее, чем простая монофильная леска.

Зачем нужна регулировка безынерционной катушки?

Представьте ситуацию – куплена новая катушка, намотан новенький классный японский шнур и первый раз с новой катушкой на рыбалку, и вот тут начинаются сюрпризы. Особенно, они подстерегают тех, кто любит ловить твичингом, т. е. рывковой проводкой. Самая главная проблема – это сброс петель, или как их называют «бород». Распутать которые стоит огромных нервов и времени, а на рыбалке его всегда мало. И часто мы их не распутываем, а просто отрезаем, запутавшийся кусок плетеного шнура. Если она часто сбрасывает эти самые «бороды», то можно лишиться половины шнура уже на одной рыбалке. Чтобы этого не делать — нужно просто попробовать отрегулировать профиль намотки на шпуле катушке и в 90% случаев, это поможет избежать петель.

Профиль намотки – что это?

Профиль – это условный разрез шпули вместе с намотанным на нее шнуром. Здесь может быть три варианта: прямой конус, обратный конус и «верблюжьи горы». Когда витки ложатся неравномерно и образуются бугры из лески.

Последний «бугристый» профиль — самый проблемный и если вы намотали шнур на шпулю и видите эти бугры, то «бороды» будут однозначно. По опыту, самый правильный вариант – это обратный конус, он дает меньше всего проблем со сбросом петель, точнее их практически не бывает. С прямым конусом ситуация – 50 на 50. Если петель нет, то и регулировать ничего не нужно, если катушка нет-нет и сбросит парочку, то нужно регулировать. Как это делать?

Регулировка с помощью шайб

Но, не тех, что мы используем с болтами и гайками, но очень похожих. Исходя из сказанного выше, наша задача — получить обратный конус. С которым меньше всего будет петель и «бород», в большинстве случаев не будет и вовсе.

Суть регулировки с помощью шайб, в сущности, очень проста:

  1. Берем катушку и выполняем стандартную процедуру намотки плетенки на шпулю.
  2. Смотрим на полученный профиль намотки. Если у нас после намотки получился легкий обратный конус, то оставляем всё как есть.
  3. Когда профиль далек от обратного конуса, нужно попробовать изменить его с помощью шайб, которые расположены под шпулей. Обычно, достаточно убрать шайбу или заменить ее на более тонкую и получится обратный конус. Но, часто бывает, что конус этот лишком крутой и это плохо. Тогда, регулировочная шайба должна быть тоньше. Такую можно вырезать из пластика, который используется в коробочках из под воблеров и блесен. Он, как раз чуть, тоньше стандартной шайбы, которая идет в комплекте с безынерционной катушкой.

В некоторых моделях катушек уже в коробке идут запасные шайбы специально для регулировки. Причем, они разные по толщине. Если вы купили именно такую безынерционку, то отрегулировать профиль намотки будет немного проще и быстрее.

После всех этих манипуляций с регулировкой только реальная рыбалка покажет — правильно ли мы отрегулировали профиль намотки. Если за всю рыбалку не было ни одной бороды или петли, то все в норме, а если проблемы были, нужно еще поработать с шайбами.

Нюансы шайбочной регулировки

В некоторых случаях, причины бороды и петель — это не профиль намотки, а несколько иное:

  • Дешевая и не поддающаяся регулировке катушка, с которой просто ничего нельзя сделать.
  • Неправильная намотка лески на катушку. Витки ложились неплотно друг к другу, и это вызвало проблемы с петлями. Во время намотки обязательно нужно настроить тормоз так, чтоб при малейшем сопротивлении он срабатывал. Только так можно добиться ровной и плотной кладки шнура на шпулю.

Когда подходит время регулировать тепловые зазоры клапанной группы, первое, о чем вспоминает водитель, это регулировочные шайбы клапанов. Но нужно учитывать то, что моторы у автомобилей по конструкции разные, отличается и устройство ГРМ. Поэтому заранее необходимо подготовиться и иметь под рукой необходимый инструмент и приспособление для регулировки клапанов для вашего двигателя.

Щуп для регулировки клапанов — главный индикатор состояния ГРМ

Если ГРМ имеет механический способ регулировки тепловых зазоров клапанов, то первое, чем следует обзавестись — это щупы. Несмотря на то, что для моторов установлены точные размеры зазоров (для «классики» 0,15 мм в холодном состоянии на впускных клапанах и 0,20 мм на выпускных), лучше иметь щупы в наборе разной толщины.

Это необходимо для более точной настройки. Так, если зазор находится в пределах 0,14-0,17 мм на впускном клапане, то регулирования он не требует. Щуп должен входить в зазор между клапаном и толкателем с небольшим усилием. Лёгкое «проваливание» или приклинивание щупа являются сигналами к началу регулирования.

Планка для регулировки клапанов — хорошая альтернатива щупу

Опытные автолюбители знают, что существует несколько способов проверить и отрегулировать параметры тепловых зазоров клапанов. Использование щупа — это самый простой способ, но не самый точный. Опытные владельцы «классики» применяют иной прибор, который называется планка или рейка для регулировки клапанов. Процесс регулирования с рейкой несколько усложняется, но при этом зазоры будут выставлены идеально, а мотор будет «петь».

Рейка прикручивается к креплениям блока подшипников распределительного вала, затем к ней поочерёдно к каждому из толкателей устанавливается микрометр, лапка которого должна коснуться края кулачка. Захватом поднимаем кулачёк вверх и наблюдаем за стрелкой. Её смещение на 52 деления указывает на хорошую регулировку.

Микрометр является исключительно точным прибором, сама рейка является хорошим помощником, так как при заводском её изготовлении на верхней поверхности наносятся нумерация клапанов и угол разворота коленчатого вала для каждого из них. Поэтому ошибиться при регулировании клапанов с рейкой (планкой) практически невозможно.

Особенности ГРМ некоторых моторов

Регулирование тепловых зазоров клапанного узла с помощью специального болта с контргайкой является более привычным и считается классическим. После нескольких попыток отрегулировать зазор, любой из автолюбителей свободно справляется с этой работой. С появлением на дорогах страны таких моделей, как ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109, а также иных модификаций с подобными моторами, пришлось осваивать иной способ регулирования зазоров.

Отечественный автопром освоил выпуск ГРМ, где тепловой зазор устанавливается методом подбора шайб необходимой толщины. Регулировочные шайбы клапанов выпускаются в комплектах разной толщины. Водителю такой машины придётся раскошелиться на набор шайб. При регулировании зазора, если его величина не соответствует заданным параметрам, имеющаяся шайба заменяется на более толстую или тонкую.

Полезные советы всем водителям

Газораспределительный механизм, в частности клапаны и величина теплового зазора, оказывают влияние на следующие факторы:

  • Экономия топлива;
  • получение максимально возможной мощности двигателя;
  • увеличение моторесурса;
  • снижение концентрации токсических веществ в отработанных газах.

Для того чтобы долго и без поломок эксплуатировать автомобиль, любой водитель должен изучить устройство ГРМ и освоить процесс регулирования зазоров клапанов. Не менее важно обзавестись необходимыми приспособлениями и знать принцип их работы.


Логотип сайта Авто Подруга

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Adblock
detector