Остановочный путь автомобиля формула

0 Авто

Остановочный путь автомобиля рассчитывается по формуле:

(2)

где V — скорость движения автомобиля, м/с;

tр – время реакции водителя, tр = 0,8 с;

tпр – время срабатывания тормозного привода, для автомобиля с пневматическим приводом tпр = 0,4 с;

tн – время нарастания замедления, c;

J – замедление автомобиля, м/с².

При V = 2,3 м/с для щебеночного сухого покрытия:

Sост = 2,8*(0,8+0,4+0,5*0,8) + 1,3*2,82/2*4,5 = 5,6 м

Аналогично проводим расчёт для значений V =5,6; 8,3; 11,1; 13,9; 16,6; 19,4; 22,2 м/с для мокрого щебеночного покрытия и результаты расчётов сводим в таблицу 1.

Путь реакции

Путь реакции это расстояние, которое автомобиль успел проехать с того момента, как вы заметили опасность, до того момента, как вы начали тормозить или поворачивать.

Путь реакции зависит от:

  • Скорости автомобиля. Путь реакции прямо пропорционален скорости: в 2 раза больше скорость = в 2 раза больше путь реакции.
  • Времени реакции. Нормальное время реакции человека составляет 0.5 — 2 сек. На время реакции оказывают влияние опыт, возраст, состояние водителя и многие внешние факторы. Обычно лучшее время реакции у опытных водителей, в возрасте 45 — 54 года.

Путь реакции можно существенно сократить, если вы:

  • Предвидите опасную ситуацию.
  • Внимательно следите за дорогой и готовы к действиям.

Путь реакции может существенно увеличиться, если

  • водителю приходится делать выбор между действиями (например, между торможением и поворотом)
  • водитель находится под воздействием алкоголя, наркотиков или лекарств
  • водитель устал

Расчет пути реакции

Допустим, автомобиль движется со скоростью 50 км/час и время реакции составляет 1.5 секунды.

  • Переводим км/час в м/с. 50 + 10 % = 55
    55 / 4 = 13.75 м/с
  • Умножаем скорость (в м/с) на время (в сек.) получаем пройденный путь. 13.75 * 1.5 путь реакции = 20.625 метра.

Тормозной путь

Тормозным путем называется расстояние, которое проезжает автомобиль с момента начала торможения и до полной остановки.

Тормозной путь зависит от:

  • скорости автомобиля, рост квадратичный, в 2 раза больше скорость => в 4 раза больше тормозной путь. в 3 раза увеличивается скорость => в 9 раз возрастает тормозной путь.
  • состояния дороги, играют роль уклон, состояние дорожного покрытия, сухая дорога или мокрая и пр.
  • массы автомобиля, у груженого автомобиля тормозной путь больше.
  • колес и тормозов, состояние тормозной системы, количество колес, качество протектора, наличие дополнительных систем торможения и пр.

Расчет тормозного пути

Очень трудно расчитать тормозной путь для абстрактного автомобиля. Обычно большинство задач сводится к тому, что зная тормозной путь на одной скорости, необходимо вычислить его для другой скорости. Зная, что зависимость квардратичная, это достаточно просто. Тем не менее есть некоторые цифры, которые можно брать за основу.

Считается, что средний автомобиль на хорошей сухой дороге, двигаясь со скоростью 10 км/час, имеет тормозной путь 0.4 метра. Соответственно, для скорости 20 км/час он составит 1.6 метра, 30 км/час — 3.6 метра, 50 км/час — 10 метров.

Более точные цифры можно получить, воспользовавшись формулой S = V² / (250 * k), в которой S это тормозной путь, V — скорость автомобиля в км/час, k — коэффициент трения колес по асфальту (0.8 для сухой дороги — 0.1 для льда). Формула дает результат для скорости 50 км/час — 12.5 метров.

Остановочный путь

Остановочный путь есть сумма пути реакции и тормозного пути. Задачи по вычислению остановочного пути сводятся к вычислениям пути реакции и тормозного пути.

Обычно в экзаменационных вопросах разница между вариантами ответов достаточно существенна. Вам не нужно вычислять подобные цифры с точностью до знака после запятой. Если приближенное вычисление показывает ответ "12", То, как правило, этого достаточно, если вам необходимо выбрать между вариантами ответов "5", "10" и "20".

Как определить скорость автомобиля и тормозной путь?

Ниже рассматривается небольшая бесплатная программка для расчёта тормозного пути автомобиля при известной скорости и наоборот (можно рассчитать скорость при известном тормозном пути).

Тормозной путь — это расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки.

Полный тормозной путь включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом) необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами.

Длина тормозного пути пропорциональна квадрату скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке, приходящейся на затормаживаемые колёса, коэффициенту сцепления колёс с дорогой, а также зависит от реакции водителя. Длина тормозного пути зависит от состояния тормозной системы, скорости движения автомобиля, состояния дороги, а также от состояния и качества шин. При увеличении скорости движения автомобиля, например в 2 раза, тормозной путь возрастает примерно в 4 раза. На мокрой дороге тормозной путь легкового автомобиля увеличивается по сравнению с сухой дорогой в 2 раза, а на заснеженной и обледеневшей поверхности дороги – примерно в 4 раза. Остановочный путь включает тормозной путь, а также расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя (от осознания опасности до начала нажатия на педаль тормоза). Отрезок пути, который проходит автомобиль за время реакции водителя, автомобиль движется с неизменной скоростью.

Как определить скорость автомобиля по тормозному пути?

Равнозамедленное движение: v х v/2=Sa,

где v — скорость до начала торможения,

S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту),

a-ускорение (замедление) в торможении.

Это берется из перехода ВСЕЙ кинетической энергии в работу силы трения (разрушение резины, т.е. черный след). Значение коэффициента сцепления может быть от 0.7-0.9 для сухого асфальта и хорошей резины до 0.03-0.01 на льду. Умелое торможение на грани блокировки колес (работа хорошей АБС) могут повысить коэффициент трения процентов на 10-20, но это не наш случай: раз черный след на асфальте — колеса были заблокированы. Минимально допустимая эффективность тормозов для легковушки 0.64 (на каждую тонну веса тормозное усилие 640 кг) регламентируется в ГОСТ 25478-91 для вообще тормозов. Предполагается что на сухом асфальте (или на резине барабана на ПИК) сцепление резины гораздо лучше, так что это качество собственно тормозов. В остановочный путь еще входит расстояние пройденное с начальной скоростью за время реакции водителя (0.2 сек) и время срабатывания тормозной системы (по ГОСТ 25478-91 не хуже 0.5 сек для легковушек). Черного следа на асфальте в это время не остается, и в расчетах скорости из длины тормозного следа поэтому используют только тормозной путь.

Скорость по тормозному пути, зафиксированному в протоколе, будут определять в ГИБДД: у них имеется рукописная схема, где напротив определенной длины тормозного пути выставлена соответствующая скорость; плюс-минус для них дело несущественное.

Расчет тормозного пути и скорости

Экспертиза ГИБДД и МВД использует следующие формулы и методики. Можете сами найти и сделать расчеты.

Va =0.5 х t3 х j + v2Sю х j = 0,5 0,3 5 + v2 х 21 х 5 = 0,75 +14,49 = 15,24м/с =54,9 км/ч

где: в выражении v2Sю х j, v — это квадратный корень для всего выражения, просто не получилось при написании. Va — начальная скорость автомобиля, м/с; t3 — время нарастания замедления автомобиля, с; j — установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2; (для мокрого покрытия-5м/с2 по ГОСТ 25478-91 или приложению ниже) для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при «юзе» в 21м равна 17,92м/с, или 64,5км/ч; — длинна тормозного следа (юза), м.

S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j, где: S0 — путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь); S1 + S2 +S3+ S4 — пути автомобиля за промежутки времени t1 , t2 , t3 , t4; t1 — время реакции водителя, -0,8с; t2 — время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с.; t3 — время нарастания замедления, 0,3с; t4 = Vю/j = Va/j — 0,5t3 — время полного торможения, с.

T0 = t1 + t2 + t3 + t4 = T + Va / j; приняв Т = t1 + t2 + 0,5 t3 можно легко расчитать остановочный путь и остановочное время автомобиля. Это можно расчитать для сравнения условий движения двух участников ДТП.

Тормозной путь S=Kэ*V*V/(254*Фc), где Кэ-тормозной коэффициент (для легкового автомобиля =1); V — скорость в км/ч в начале торможения; Фc — коэффициент сцепления с дорогой (=0.7 сухой асфальт, 0.4 мокрая дорога, 0.2 укатанный снег, 0.1 обледенелая дорога).

След юза

В экспертной практике принято считать, что следы юза, вызванные блокировкой колес, остаются только в период полного торможениия (т.е. торможение в пол), а момент начала следообразования совпадает с моментом возникновения установившегося замедления, отсюда: Sю=Vю*Vю/2j, где — длина следа торможения (м); — скорость автомобиля в начале полного торможения (м/с) j — установившееся замедление транспортного средства при полном использовании сцепления всеми шинами автомобиля (м/(с*с))

Это величина — экспериментально-расчетная, у конкретного автомобиля может быть иная. Может быть расситана по следующей формуле: j=f*g, где f — коэффициент продольного сцепления шин с дорогой — замеряется на месте ДТП с помощью «пятого колеса» или переносных приборов, а g — 9.8 м/(с*с) Однако не забывайте, что до начала полного торможения, автомобиль проходит некоторое расстояние с нарастанием замедления, поэтому Vю=Vа-0.5*t(3)*j, где — начальная скорость автомобиля, а t(3) — время нарастания замедления, которое зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля. При пневматическом приводе оно больше, чем при гидравлическом, и возрастает при увеличении коэффициента сцепления и массы автомобиля.

Остановочный путь S = (T1+T2+0,5*T3)*V/3,6 + V*V/(26*J), где: T1 = 0,8с — время реакции водителя; T2 = 0,1с — время запаздывания срабатывания тормозного привода; T3 = 0,35 — время нарастания замедления; V = 70 км/ч — скорость; J = 6,8 — установившееся замедление. Существует таблица, указывающая в каких ситуациях какая должна быть реакция водителя. Там T1 находится в пределах 0,6 — 1,4 с (с шагом 0,2). Почему эксперты применяют 0,8 — не понятно (у каждого человека разная реакция — поэтому и применяются пределы), так как уже при T1 = 1с результат уже изменяется (в последствии этого результат экспертизы может быть совершенно противоположным).

Сопоставим длину тормозного следа и скорость автомобиля Формула выглядит так: Sю= 0,5xTзxVo + Vo^2/(2xj), где: — начальная скорость автомобиля, м/с; — время нарастания замедления автомобиля,с; j — установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2; (для мокрого покрытия-5 м/с2, для сухого покрытия j=6,8 м/с2 по ГОСТ 25478-91); — длинна тормозного следа (юза), м.; — по методикам ГИБДД = 0,3 с.

Таблица соответствия категорий

Для того, чтобы Вам было проще ориентироваться в многообразии категорий технического регламента, я составил специальную таблицу, содержащую соответствующие категории ПДД и технического регламента. Просмотрев эту таблицу, Вы сразу же сможете определить, к какой категории относится Ваше транспортное средство.

Категория ВУКатегория технического регламента
AL3-L5
B (легковые)M1
B (грузовые)N1
CN2-N3
DM2-M3
EO2-O4

По этой таблице Вы можете без труда определить категорию Вашего транспортного средства по техническому регламенту.

Возможности программы:

Программа позволяет рассчитать:

  • тормозной путь автомобиля;
  • скорость по тормозному пути;
  • если у Вас есть видеорегистратор то программа поможет рассчитать
    скорость и время пройденного пути.

Расчёт скорости по известному тормозному пути

Справа вверху ставим галочку «Известна длинна тормозного следа, юза»

Слева в окошке «Длинна тормозного следа» ставим значение в метрах.

Вычисление значений выходят в зелёных окошках внизу в красном прямоугольнике.

Расчёт тормозному пути по скорости

Справа вверху галочку снимаем (если стоит) «Известна длинна тормозного следа, юза»

Слева в окошке «Скорость» ставим значение в км/ч.

Вычисление значений выходят в зелёных окошках внизу в красном прямоугольнике.

В программе есть возможность определять скорость по показаниям времени регистратора, проезжая вдоль дороги, засекая время от одной опоры до другой (синий текст в окошке слева).

Инсталяция: Скачать архив (ссылка ниже). Разархивировать в любую папку на компьютере. Запустить файл: tormoz.exe

Деинсталяция: удалить папку со всеми файлами программы.

Сайт автора:rzd2001.narod.ru

Размер: 3Мб

Справочная литература: 1. Иларионов В.А. «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий». М., Транспорт, 1989г. 2. Иларионов В.А. «Задачи и примеры по экспертизе ДТП». Учебное пособие. МАДИ. М., 1990г. 3. Коршаков И.К., Сытник В.Н. «Комплексный анализ дорожно-транспортных происшествий». Учебное пособие. МАДИ. М.1991г. 4. Ермаков Ф. «Оценка достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы» Российская юстиция, №5, 1997г.

П О П У Л Я Р Н О Е:

Не во всех автомобилях, даже современных установлен вольтметр. Обычно индикатором зарядки служит обычная лампочка в щитке приборов. А это далеко не достаточно. По приведенной, ниже схеме можно собрать простой светодиодный указатель напряжения автомобильного аккумулятора.

Бесплатная программа для восстановления данных с исправных накопителей. Обладает простым и удобным интерфейсом. Производит восстановление информации с различных версий повреждённых файловых систем NTFS, FAT и exFAT, восстановление удаленных файлов и данных после форматирования.

Применение третье – ресивер для разрежения в устройстве для замены масла в двигателе автомобиля

Производитель утверждает, что избыточное давление в его кеге – примерно 1,5 атмосферы, поэтому использовать жестяную банку для более серьёзного давления чревато взрывом. Но есть возможность использовать кегу, как ресивер для разрежения.

Изготовим из неё маслоотсос – устройство для замены масла в двигателе автомобиля, а также в других агрегатах, через отверстие для масляного щупа или маслозаливные пробки.

Логотип сайта Авто Подруга

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Adblock
detector