Мотоцикл иж планета спорт 500 кубов

0 Авто

Прошлое, настоящее и будущее российских мотоциклов. Истории создания, фотографии, технические характеристики.

23 ноября 2009 г.

ИЖ-Планета Спорт — уникальный спортивный ИЖ!

Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М с меньшим диамером диффузора, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних «японцев» можно по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой[1]. К 1979 году «Планеты Спорт» постепенно избавили от импортных комплектующих, ухудшив качество основных деталей.
На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневный эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15».
Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого ИЖ ПС), «Спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали , что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США.
Именно на этом мотоцикле многие занимались самым настоящим моторным «тюнингом» — растачивали цилиндр под поршень М-412 либо под поршневую группу кроссовой 500-кубовой «чезетты». Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ-Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).

Техническая характеристики:
Общие данные (в скобках — данные для версий с 1979 года [2])
База мотоцикла 1350 (1390) мм
Длина 2050 (2070) мм
Ширина 730 (810) мм
Высота 1100 (1150) мм
Дорожный просвет 145 (135) мм
Сухая масса 135 (145) кг
Максимальная скорость 140 (130) км/час
Расход топлива:
при скорости 60 км/час 3,5 л/100 км
при скорости 100 км/час 6,5 л/100 км
Время разгона до 100 км/час 11 сек
Тормозной путь со скорости 60 км/час 12 м
Запас хода около 400 км

Двигатель:
Тип двигателя двухтактный, с трёхканальной продувкой
Число цилиндров 1
Диаметр цилиндра 76 мм
Ход поршня 75 мм
Рабочий объём 340 куб.см
Степень сжатия 9,5-10,5 (8,7-9,2)
Номинальная мощность двигателя при 5600-6700 об/мин 32 (28) л.с.
Крутящий момент двигателя при 5200-5800 об/мин
Система смазки раздельная (совместно с топливом 1:25)
Система охлаждения потоком встречного воздуха
Система питания
Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
Карбюратор “Микуни” (К-62М)
Диаметр диффузора 32 мм
Производительность главного жиклёра 190 куб.см/мин

Трансмиссия:
Первичная передача косозубыми шестернями
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач четырёхступенчатая
Переключение передач ножное
Задняя передача открытая, втулочно-роликовой цепью
Передаточное число первичной передачи 2,18
Передаточное число задней передачи 2,47
Передаточные числа коробки передач:
I передачи 3,17
II передачи 1,81
III передачи 1,26
IV передачи 1,0

Ходовая часть:
Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная (!)
Передняя подвеска бесштоковая телескопическая вилка
Ход подвески 155 мм
Задняя подвеска маятниковая
Ход подвески 90 мм
Размеры шин:
переднего колеса 3,00-19″
заднего колеса 3,50-18″
Тормоза колодочные
Диаметр тормозного барабана:
переднего колеса 190 мм
заднего колеса 170 мм

Электрооборудование:
Напряжение бортовой сети 12 В
Генератор ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
Напряжение генератора 14 В
Мощность генератора 100 Вт
Аккумуляторная батарея 6МТС-9
Регулятор напряжения ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
Свеча зажигания А-23

Заправочные ёмкости и ГСМ:
Топливный бак 14 л, бензин АИ-93
Масляный бак 1,5 л, масло МС-20

Иж Планета Спорт
Общая информация
ПроизводительИжевский машиностроительный завод
Составляющие
Двигатель
Иж Планета Спорт
ПроизводительИЖ
МаркаИж Планета Спорт
ТипБензиновый, двухтактный, с трёхканальной продувкой
Объём350 см 3
Максимальная мощность32 л. с. , при 6 700 об/мин
Максимальный крутящий момент34,3 Н·м , при 5 800 об/мин
Цилиндров1
Клапановнет
Диаметр цилиндра76 мм
Ход поршня75 мм
Степень сжатия10,5
Система питаниякарбюратор
Охлаждениевоздушное
Материал ГБЦалюминий
Тактность (число тактов)2
Рекомендованное топливоАИ-93
Система смазкираздельнаяТехнические характеристикиМаксимальная скорость, км/ч140Расход топлива, л на 100 кмпри скорости 60 км/ч4,5при скорости 90 км/ч6,5ГабаритыДлина, мм2 050Ширина, мм730Высота, мм1 100База мотоцикла, мм1 350Дорожный просвет, мм147

Иж Планета Спорт — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год.

Содержание

История [ править | править код ]

В 1973 году Ижевский завод удивил советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира. Особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами СZ.

В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 рублей, последующие партии стали продаваться по 1000 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились «Иж ПС» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.

Конструкция [ править | править код ]

Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной.

Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки (ИЖ-МАМИ), хотя первые 500 мотоциклов с раздельной смазкой были выпущены в 1974 году, эту партию реализовали только в 1975 году. Раздельную смазку устанавливали вплоть до конца выпуска «Иж ПС», с 1976 года двигатель с раздельной смазкой можно было отличить по дополнительной букве «М» в номере. Единственное, что после 1980 года их общее количество снизилось и основная масса поставлялась на экспорт [1] . Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75 мм), оснащался японским карбюратором Микуни, что позволяло ему развивать 32 л. с. при 6 700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л. с./т (весьма популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л. с./т). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами: время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием и оптикой западно-германской фирмы «Hella», благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0 × 19.

Ранние "Иж Планета Спорт" можно отличить по креплению двигателя на резиновых подушках, заднему фонарю, амортизаторам (имелись стаканы из нержавейки), были отражатели на ушах фары. [2] . В 1975 году головка цилиндра сменила оребрение с «Ж-образной» на обычное, изменена форма камеры сгорания с "жокейская шапка" на "сфера в сфере", в 1978 году установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц [3] . Вопреки распространённому заблуждению, мощность поздних ПС (по данным инструкции по эксплуатации 1983 года) снизилась до 28 л.с. не из-за нового карбюратора К62М, а из-за уменьшения степени сжатия в угоду ресурсу и стойкости к детонации.

Технические характеристики [ править | править код ]

Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .

  • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
  • Длина: 2 070 (2 150) мм
  • Ширина: 790 (810) мм
  • Высота: 1 150 мм
  • Дорожный просвет: 135 мм
  • Сухая масса: 135 (155) кг
  • Максимальная скорость: 140 (135) км/час
  • Расход топлива на 100 км пути:
  • при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
  • контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
  • Время разгона до 100 км/час: 11 сек
  • Тормозной путь:
    • со скорости 60 км/час: 16 (18) м
    • со скорости 30 км/час: 7 м
      • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять)
      • Число цилиндров: 1
      • Диаметр цилиндра: 76 мм
      • Ход поршня: 75 мм
      • Рабочий объём: 340 см³
      • Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2) (степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра.)
      • Номинальная мощность двигателя:
      • при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.)
      • при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.)
    • Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных)
    • Система охлаждения — потоком встречного воздуха
    • Система питания:
      • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
      • Карбюратор «Микуни» (К-62М)
      • Диаметр диффузора: 32 мм
      • Производительность главного жиклёра: 270 см³/мин
      • Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190»
        • Моторная передача косозубыми шестернями
        • Сцепление многодисковое в масляной ванне
        • Коробка передач: четырёхступенчатая
        • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
        • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
        • Передаточное число первичной передачи: 2,18
        • Передаточное число задней передачи: 2,47
        • Передаточные числа коробки передач:
        • I передачи: 3,17
        • II передачи: 1,81
        • III передачи: 1,26
        • IV передачи: 1,0
        • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
        • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка
        • Вертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм
      • Задняя подвеска — маятниковая
        • Вертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм
        • Размеры шин:
          • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170
          • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74
          • Диаметр тормозного барабана:
            • переднего колеса: 190 мм
            • заднего колеса: 170 мм
              • Напряжение бортовой сети: 12 вольт
              • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
              • Напряжение генератора: 14 вольт
              • Номинальная мощность генератора: 100 Вт
              • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9

              На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи:

              • 12N7-3B
              • 12N7-4А
              • 12N7-4В
              • 12N9-3А
              • 12N9-3В
              • 12N9-4В
              • 12N9-4В (Н)
              • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
              • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)

              Заправочные ёмкости и ГСМ

              • Топливный бак — 14 л, бензин АИ-93 [1]
              • Масляный бак — 1,5 л, авиационное масло МС-20
              • Коробка передач — 0,8 л, зимой — АС-6 или М-6Б, летом — АС-10 или М-10Б
              • Амортизаторы телескопической вилки (в каждом пере) — 0,2 л, МГП—10 (заменитель — масло веретенное АУ)
              • Амортизаторы подвески заднего колеса (в каждом) — 0,06 (0,065) л, МГП-10 (заменитель — масло веретенное АУ)

              «ИЖ Планета Спорт» в народе [ править | править код ]

              Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого «ИЖ ПС»), «спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Первые 500 шт имели сервисную книжку, где указывался идентификационный номер на заказ запчастей с завода.

              По причине дефицита запчастей многие занимались моторным «тюнингом» — поршень М-412 (нужного диаметра, но с большим отверстием пальца) подгоняли под штатный шатун, либо под поршневую группу кроссового 514-го «Чезет». Немного увеличивалась мощность, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).

              В настоящее время хорошо сохранившийся «ИЖ Планета Спорт» — большая редкость, которая ценится знатоками. В России за мотоцикл первых лет выпуска иногда просят и больше $1000. Немало также сейчас стоят запчасти на ПС, а оригинальных найти почти невозможно.

              Спортивные модификации [ править | править код ]

              На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15», правда спортсменами ценился только двигатель, а ходовую брали от ЧЗ, получалась хорошая машина. А также на базе двигателя «ИЖ Планета Спорт» выпускался мотоцикл для спидвея (для гонок по льду), также были и другие экспериментальные модели.

              История особенностей комплектации [ править | править код ]

              • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
              • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
              • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
              • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
              • Глушитель прямой
              • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
              • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
              • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиляМосквич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
              • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
              • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
              • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
              • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
              • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
              • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
              • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
              • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением — фирмы «Lucas»
              • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
              • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
              • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
              • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
            • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
              • Карбюратор «Микуни» VM32-89
              • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
              • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
              • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
              • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
              • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
              • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
              • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
              • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
              • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
              • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
              • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
              • Реле напряжения под топливный бак
            • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
              • Упраздняется мягкое крепление двигателя
              • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
              • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
              • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
              • Начало установки противоугонного замка
              • замок зажигания ВК105
              • комбинированные переключатели на руле
              • задний фонарь
              • Изменение конструкции задней подвески:
              • удлинена маятниковая вилка
            • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)
              • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
              • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

              Популярные публикации

              Последние комментарии

              Все, что не пошло в серию.

              ИЖ — Сатурн

              Имелось несколько вариантов Сатурна. Главной отличительной чертой их было то, что они имели безрамную конструкцию, бензобак, облицовка были изготовлены из стеклопластика и несли функцию рамы. Двигатели устанавливались различные.

              ИЖ-555

              Был спроектирован в 1965 году.

              ИЖ-6.121

              Данный мотоцикл готовился на замену популярной Планете — Спорт. Однако из-за низкого спроса на ПС, было решено ИЖ-6.121 в серию не пускать. Данный мотоцикл имел ряд преимуществ перед ПС: поднятый вверх глушитель, улучшенный внешний вид, двухкулачковый передний тормоз.

              Эскортные мотоциклы

              ИЖ-Лидер

              Данная модель стоит большим особняком, так как в ней применялся роторный двигатель производства ВАЗ

              ИЖ – ВЕГА

              Ходовая часть полностью оригинальной конструкции. Двигатель – оппозитный, четырёхтактный, коробка передач — пятиступенчатая. Система запуска – электростартер.

              ИЖ-500

              На основе двигателя Веги был разработан дорожный вариант, который был унифицирован с ИЖом 4 поколения, но с небольшим изменением рамы и передним дисковым тормозом.

              ИЖ — ЮПИТЕР – 500

              Мотоцикл являлся дальнейшим продолжением ИЖ-555, но с ходовой частью ИЖа 4 поколения. Устанавливался маслонасос для раздельной системы смазки.

              ИЖ-ТРИАЛ

              В восьмидесятых годах на волне триальных соревнований был спроектирован ИЖ-ТРИАЛ. Он имел одноцилиндровый двигатель и ходовую часть оригинальной конструкции.

              ИЖ — СПРИНТЕР — ОРИОН – 560 (7.109)

              В конце 80-х годов СМИ обещали всем страждущим появление новейшего “Иж-Ориона” – с лицензионным четырехтактным двигателем солидного объема, мощной телескопической вилкой, дисковым тормозом, литыми колесами. Пальчики оближешь! “Ижмаш” заявлял о скором их появлении в продаже. Шутка ли, двигатель – от “Ямахи ХТ550”, с начала производства которого не прошло и десяти лет. Однако долгожданная новинка так и не удивила свет. Работа над “Иж 7.109 Орион” шла вовсю с привлечением самых сильных разработчиков, на подхвате у них были все творческие силы «Ижмаша». Такая концентрация специалистов объяснялась тем, что вышло решение руководства отрасли о переводе производства в Ижевске на выпуск техники международного класса с объемом двигателя 500 кубических см. Для этой цели у “Ямахи” купили лицензию на производство четырехтактного двигателя, передней вилки, литых колес и дискового тормоза с гидроприводом. “Иж-Орион”, по сути, должен был открыть принципиально новое модульное семейство мотоциклов: со сменными хвостовой частью рамы и подрамником для установки различных силовых агрегатов, моноамортизатором задней подвески и внешностью классического дорожника… Результат – ноль!
              Поначалу никто не подумал, чем “кормить” четырехтактный двигатель воздушного охлаждения (моторное масло должно смазывать узлы и двигателя и КПП). В Советском Союзе тогда не существовало масла, удобоваримого для японского движка. И стали в Ижевске отесывать “японца” под наши стандарты: разделять по маслу двигатель и коробку передач. Сколько шишек набили в процессе подобной демодернизации, лучше и не знать. Никогда еще в отечественном мотопроме не применялись такие детали, как компактный масляный фильтр, поршневые кольца большого диаметра, оригинальная цепь ГРМ и роликовый подшипник нижней головки шатуна. Наибольший же вред нанесли технологи, стремившиеся максимально упростить деталировку, формы и, самое главное, уменьшить затраты. Но его все же построили: хроменький и косоглазенький – да наш! Опытную партию, собранную чуть ли не вручную, все же удалось выпустить. Однако «сверху» стали раздаваться реплики типа: кому нужен такой проблемный мотоцикл? «Четырехтактный» проект бесславно усоп.

              ИЖ – СПРИНТЕР – СИРИУС – 400

              Мотоцикл создан путем « вживления» в “орионовскую” ходовую жидкостного двухтактника собственного производства, унифицированного по коробке с двигателем “Ямаха”. Испытания таких мотоциклов, получивших название “Иж 7.110 Сириус”, проводились полным ходом, близилась к завершению корректировка конструкторской документации. Появилась новинка и в рекламных проспектах завода. Но чем успешнее шли дела, тем прохладнее к выпуску новых машин относились руководители мотопроизводства в оборонном холдинге «Ижмаша». Поджимали по мелочам, требовали новых проверок узлов, подгоняли под старые ГОСТы. И «молодых» загнали-таки в гроб.

              ИЖ – ПЛАНЕТА – 400

              На замену Планеты 5 готовился мотоцикл с усовершенствованным двигателем, имевшим обьем в 400 куб. см.

              ИЖ — ПЛАНЕТА-6 (вариант 1)

              Мотоцикл отличался современным дизайном, двигателем с электронным зажиганием, водяным охлаждением, маслонасосом, пятиступенчатой коробки передач.

              ИЖ – ПЛАНЕТА – 6 (вариант 2)

              В ходовую Планеты 5 установлен двигатель от Планеты 6.

              Логотип сайта Авто Подруга

              Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

              Добавить комментарий

              Данные не разглашаются

              Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

              Adblock
              detector